Русское мебельное производство XIX века
* * *
Русское мебельное производство XIX века сфокусировано в деятельности знаменитой фабрики Гамбса, основанной в 1800 году. Ее глава Генрих Гамбс, ученик Рентгена, известен как автор и исполнитель уникального бюро красного дерева, представляющего собой архитектурную композицию и сложное техническое устройство. Десять лет спустя Генрих Гамбс стал придворным мебельщиком с собственными мастерскими и магазином. Гамбсовской фирмой исполнялась мебель в стиле «Жакоб», воплощались эскизы Воропихина, Росси и других знаменитых архитекторов. Художник и практик, Гамбс внес большой вклад в сложение русского ампира. Среди прочего ему принадлежит тип корпусной мебели красного дерева, орнаментированной готизирующим медным фризом, компартименты которого заполнены черной мастикой.
Практически все стили XIX век представлены изделиями фирмы Гамбса. Увлечение готикой, популярной в Европе благодаря романам Вальтера Скотта, усилилось к 30-м годам. Обычно готический стиль использовали в обстановке кабинетов. Подобную мебель исполнял Эрнест Гамбс, оставшийся придворным мебельщиком. В 1828 году фирму возглавил старший сын Петр Гамбс. Он выполнял основные заказы, часто по собственным эскизам. Так, в 1830 году в его мастерской была изготовлена мебель из тополя для ротонды Зимнего дворца. Гарнитур архитектоничен и близок к произведениям Росси и Стасова. Во второй трети XIX века фабрика Гамбсов представляла собой большое предприятие, руководимое четырьмя братьями. Здесь работали десять рисовальщиков, двадцать мастеров, подмастерьев и сто столяров. Фирма осуществляла крупные поставки во дворцы и пользовалась огромным авторитетом до конца своего существования в 1870-х годах. Она оказалась единственным русским предприятием, давшем свое имя большому стилистическому направлению в мебели.
На смену ампиру в 30-х годах пришла буржуазная эпоха стилистической раздробленности. Интерьер, утратив целостность и репрезентативность, стал формироваться из отдельных «уголков». Уже во второй четверти XIX века он более отражал вкус заказчика, чем отвечал требованиям большого стиля. Порой все комнаты выдерживались в разных стилях.
В 30-е годы в моду вошел «помпейский стиль», популярный на протяжении всего следующего десятилетия. Подобно неоготике, он был одним из первых проявлений историзма и цитировал сложившиеся ранее элементы и формы. Автором эскизов мебели для Помпейской столовой Зимнего дворца был А. П. Брюллов. Его проект воплощен фирмой Гамбса в 1836-1839 годах. Гарнитур свидетельствует о глубоком знании особенностей древнеримской мебели, но является творческой интерпретацией. Черная и красная роспись на белом фоне ассоциируется с помпейскими фресками, ножки мебели имитируют патинированную бронзу. Помпейские мотивы, а затем стиль неогрек - последние реминисценции классицизма. Подобных интерьеров создавалось множество. Впоследствии основные приемы классицизма стали совмещаться с элементами пышных исторических стилей, отражающих буржуазный вкус. Таков резной золоченый гарнитур, выполненный Гамбсом по эскизу О. Монферрана для гостиной Зимнего дворца. В нем классические формы, напоминающие о Персье, Фонтене и Росси, без последовательности щедро украшены пальметтами и рокайльными завитками. Постепенно орнаментация заменила архитектоничность мебели и компиляции поздних интерьеров Зимнего дворца стали частым явлением в петербургских особняках.
Наиболее популярным в период историзма было рококо, охватившее аристократические круги и буржуазную среду. Во Франции это был так называемый стиль Луи Филиппа, в Англии новая волна рококо соответствовала ранневикторианской эпохе. Мебель второго рококо золотили или окрашивали в пастельные тона. Типичные виды этой мебели - белые горки-этажерки и легкие стулья с ажурными резными спинками.
В духе неорококо выдержана Розовая гостиная в Зимнем дворце, исполненная фирмой братьев Гамбс по эскизам А.И. Штакеншнейдера в 1847 году. В гарнитуре использовано розовое дерево, золоченые бронзовые накладки и фарфоровые плакетки с цветочной росписью.
К середине XIX век в предметах декоративно-прикладного искусства утилитарные качества стали откровенно превалировать над эстетикой чистоты стиля. Удобство оказалось главным требованием к интерьеру, что заставило вновь обратиться к комфортабельной английской мебели из ореха. Виды ее разнообразны: оттоманки, диваны, «эсы», «тетатеты», «десадосы», двойные кресла - «сиамские близнецы». Широко применялись технические новинки: пружины, колесики, стеганная обивка и так далее.
В купеческих и помещичьих домах предпочитали мебель красного дерева, орнаментированную в исторических стилях. Часто в предметах мебели неорококо контур подчеркнут калевкой более темного, по сравнению с основным, тона. Мебель была украшена резными гирляндами и раковинами. С 1840-х годов в России, вслед за Европой, вошла в моду мебель с изогнутыми ножками и корпусом. Первые образцы этой мебели принадлежали фирме Гамбсов, и она вошла в историю под условным названием «гамбсовой». Этот термин относится к мягкой мебели красного и орехового дерева, выполненной по типовым рисункам владельцев фирмы. Она была практична и удобна. В иных интерьерах гамбсовская мебель встречается и теперь, а в 50-60-х годах XIX век ее можно было увидеть практически в каждом доме.
Кратко охарактеризовать все формы мебели XIX века затруднительно. В первые годы в мебели для сиденья еще нередки сквозные спинки из тонких вертикальных планок, иногда отделанных латунными тягами. Тогда же появилась «кутаная мебель», представляющая собой мягкую обивку на деревянном каркасе, и «пате» - еще более мягкая мебель вовсе без каркаса. Склонность к созданию «уголков» вызвала моду на разнообразные ширмы. Увлечение востоком культивировало экзотические виды мебели, например так называемые турецкие столики, инкрустированные в технике чертозианской мозаики. Их импортировали и производили в России.
Самым прогрессивным явлением в Европе второй половины XIX века стало основание фирмы «Братьев Тонет» в 1853 году. Изобретение М. Тонета состояло в новой уникальной технологии гнутого под паром дерева, в основном бука. Мебель Тонета получила широчайшее распространение под условным названием «венской». Оно относится к мебели, изготовленной по тонетовской технологии независимо от ее происхождения. К концу века «венская» мебель производилась в огромном масштабе, были открыты представительства фирмы в Москве, Петербурге и Одессе. «Венская» мебель стала предвестницей конструктивизма, заняла достойное место среди новых форм модерна и перешла в XXI век, воплотившись в металлах и пластиках.
Теперь на сайте можно не только приобрести понравившуюся мебель, но и сделать заказ нужной мебели по индивидуальным размерам.