Неожиданности для повстанцев и властей
Олег Айрапетов, 28 апреля 2017, 13:23 — REGNUM
Восстание 1863 года готовилось долго, а на последних этапах подготовки — почти открыто. Тем не менее власти, находившиеся в каком-то блаженном неведении о том, что происходило буквально на глазах, были застигнуты врасплох. Можно считать, что только чудом и недостаточной организованности мятежников, среди которых явно не было достаточного количества лидеров с военным опытом, можно объяснить срыв планируемой очередной Варфоломеевской ночи для русских войск.
Начавшиеся бои вне пределов городов продемонстрировали всю ту же закономерность. Необученные и не имевшие твердой внутренней организации отряды мятежников почти повсюду терпели неудачи. Поляки сражались храбро, но, неся значительные потери, они быстро разбегались, преследуемые пехотой и кавалерией. Исключением были редкие случаи, когда численный перевес позволял преодолевать огонь русских стрелков. Однако и наше командование совершило ряд непростительных ошибок — поначалу оно удовлетворялось достигнутыми результатами, и не преследовало противника до его полного уничтожения. Войска после быстрых успехов возвращались назад, а «недорубленный лес» вырастал через несколько дней вновь. Поначалу недостатки компенсировались распространением слухов об успехах — о разгроме русских отрядов, захваченных пушках и тому подобной несуразице, которой с явным удовольствием верили в Европе.
Реальными успехами поляков были действия на коммуникациях — нападения на железную дорогу и уничтожение телеграфных линий. Для конвоирования поездов русское командование вынуждено было выделять команды гвардейской пехоты по 40−60 чел. В начале мятежа была допущена большая ошибка, свидетельствующая о растерянности в Варшаве — был отдан приказ оттянуть пограничную стражу поближе к крупным гарнизонам. Часть пограничных разъездов перешла границу — только в Пруссии в первые дни нашли убежище 18 офицеров и 369 нижних чинов. Это привело к захвату ряда пограничных местечек, кроме того, значительная часть границы оказалась на время открытой. Постепенно от попыток дать бой регулярной армии поляки начали переходить к методам партизанской войны и использовать тактику «бей и беги». Повстанцы передвигались на подводах, терроризировали крестьянское население, расправлялись с представителями власти на местах, атаковали войска только в случае абсолютного превосходства в силах, устраивали засады на лесных дорогах, иногда — вполне удачные.
Так началась самая сложная фаза умиротворения, особенно в лесных районах Царства Польского и на границе с Австрией. Эти действия оказались самыми трудными и для русского командования, которое поначалу иногда теряло контроль над событиями. Даже для отборных кавалерийских частей это была самая тяжелая форма борьбы. Ее судьба не могла быть быстро решена исключительно военными методами. Для успеха партизанской войны решающее значение имела поддержка местного населения, и, прежде всего — крестьян. Руководители восстания призвали к восстановлению границ 1772 г. Эта мечта никогда не покидала головы поляков. Расхождения лежали только в методе. Просто «умеренная» партия надеялась добиться этой цели шантажом, а радикальная — оружием. Огромное значение для будущего приобретала позиция, которую выберет большинство населения Царства Польского и прилегавших к нему губерний.
И социальная, и национальная структура Западного края была чрезвычайно сложной. В Виленской, Ковенской и Гродненской губерниях проживало 2,7 млн. чел., из них 1,185 млн литовцев (44%), 0,95 млн русских (по современной классификации — белорусов, 35,2%), 0,275 млн евреев (10,2%), 0,22 млн поляков (8,1%) и 0,07 млн прочих (2,5%). Самыми распространенными категориями «прочих» были татары, немцы и латыши. Это население распределялось по трем губерниям следующим образом:
Губернии |
Литовцы |
Русские |
Евреи |
Поляки |
Ковенская |
785.000 |
23.000 |
115.000 |
30.000 |
Виленская |
397.000 |
273.000 |
68.000 |
106.000 |
Гродненская |
3.000 |
654.000 |
92.000 |
84.000 |
Таким образом, Ковенская губерния была преимущественно литовской, Гродненская — преимущественно белорусской, Виленская — контактной зоной двух народов с преимущественным белорусским населением в районе Вильно. Еврейское население было преимущественно городским, поляки в основном были представлены привилегированным дворянским сословием. Находясь в абсолютном меньшинстве, они составляли тем не менее 85% помещиков Виленской, 95% Гродненской, 78% Ковенской и 94% Минской губернии. Между тем дворянство оставалось наиболее прочной социальной опорой мятежа, планируя, в случае его удачи, присоединить эти территории к Польше. Особенно активно еще с осени 1862 г. было минское дворянство, однако большая часть губернии была православной, что в конечном итоге и определило крах мятежников и их надежд присоединиться к Польше. На взгляды и настроения большинства у боровшихся под лозунгом «за нашу и вашу свободу» не принято было обращать особого внимания. В Могилеве революционеры в начале 1863 г. просто распространили воззвание, извещавшее жителей, что губерния переходит под власть польского короля и императора французов. В губернии проживало 920 тыс. чел., из них 38 тыс. поляков.
Даже у самых левых представителей движения прочно установился взгляд на белорусские и литовские губернии, как на польское достояние и объект польского культуркампфа. «Что такое Западный край? — писал Сигизмунд Сераковский — Высший и средний класс в нем представляют поляки или, говоря точнее, литовцы и русины, принявшие добровольно польский язык, польские стремления, одним словом, польскую цивилизацию. Все, что думает об общественных делах, все, что читает и пишет в Западном крае — все это совершенно польское». И хотя соотношение представителей высшего и среднего класса в крае, по мнению Сераковского, к остальным было 1 к 10, это было самое лучшее — даже все разбогатевшие крестьяне и ремесленники стремились полонизироваться. Вытравить польское влияние из края, считал польский революционер, невозможно, разве только «…попытаться возбудить резню, jaquerie [1], попытаться — нельзя ли крестьян, вышедших из крепостной зависимости, поднять против высших и средних классов».
Намек Сераковского был прозрачен. 21 февраля 1846 г. в Кракове началось польское восстание, лидеры которого провозгласили окончательной целью своего движения восстановление Польши в границах 1772 г., а ближайшей — распространение восстания на австрийскую провинцию Восточная Галиция с центром в Лемберге (совр. Львов, Украина), которую они хотели сделать основной базой. Австрийские власти весьма опасались волнений в Галиции, где значительное и влиятельное положение занимало польское дворянство. Не будучи уверенными в том, что им удастся справиться с восстанием, если оно начнется, австрийцы решили использовать сословно-конфессиональные противоречия, существовавшие в провинции. Крестьянство, преимущественно русинское, православное или униатское, было фактически натравлено на польское и католическое дворянство. В Восточной Галиции начались аграрные беспорядки с четко выраженной этно-конфессиональной направленностью. «Хлопы» уничтожали «панов», которые бежали от своих крестьян не только в Краков, но и на русскую территорию, под защиту императорской русской власти. Под влиянием этих событий в ряде пограничных русских губерниях также возникло недовольство крепостных своими помещиками, тем более что и здесь они были представлены в основном поляками. Правда, в России до резни шляхты дело не дошло, т. к. правительство пресекло это движение в зародыше.
Перед началом восстания в Польше большинство его участников было уверено, что поднимется весь народ. На деле их активно поддержала только шляхта — тоже достаточно многочисленный элемент населения. В Западном крае картина была похожей. С первых же дней восстания местный польский элемент попытался поддержать своих соплеменников. Литовский провинциальный комитет обратился к жителям Литвы и Белоруссии со следующим воззванием: «Братья! Королевство восстало. Наши везде бьют москалей. Кровь, которая льется за Неманом, призывает нас к оружию. Ведь и для нас приближается час борьбы с захватчиками за наши священные права, за нашу свободу! Выступим же вместе и дружно, а Бог нам поможет! Боже, спаси Польшу!» Воззвание пользовалось успехом только среди католического духовенства и польских помещиков. Эмиссары восстания в Литве и Белоруссии сразу же получили прозвище «варшавяков». Эта активность подстегивалась и рекомендациями из Франции. Валевский советовал распространять восстание на возможно более широкую территорию, «…для которой будет потребовано восстановление народных прав».
14(26) января 1863 г. Виленскому генерал-губернатору В.И. Назимову были даны права командира отдельного корпуса, таким образом, он получил возможность передавать дела взятых с оружием в руках мятежников в военный суд, дела зачинщиков и эмиссаров заграничных центров передавались в военно-полевые суды. На следующий день на военное положение были переведены пограничные уезды западных губерний, граничивших с территорией Царства Польского. В самом Царстве приказом №11 от 13(25) января для мятежников, взятых на месте преступления с оружием в руках, вводился сокращенный военно-полевой суд. Это не означало расправы на месте. Право окончательно утверждать и приводить в исполнение смертные приговоры получали военные начальники отделов: Варшавского, Люблинского, Радомского, Калишского, Плоцкого и Августовского.
28 января (9 февраля) вышел приказ о направлении в Северо-Западный край 2-й гвардейской пехотной дивизии. Через три дня ее полки выступили в поход. 2(14) февраля они прибыли в Вильно, где некоторые со страхом, а некоторые с надеждой ожидали прихода повстанцев. В городе ходили слухи о том, что их отряды уже нацелены на него. Настроение умов было «более чем напряженное». Положение русских в городе стало весьма тяжелым. Гарантией от нападения был только револьвер в кармане. Таковой была расплата за прекраснодушие Назимова. Вскоре все изменилось. В Вильно был введен л.-гв. Финляндский полк и 4-й л.-гв. Императорской фамилии стрелковый батальон. Командир финляндцев отдал приказ не обижать обывателей, но не давать в обиду свой мундир. Всем, включая писарей и музыкантов, было приказано носить на улице тесаки. В Гродно стояли семеновцы и гвардейские уланы. Оскорблять военных стало небезопасно. Прежние забияки присмирели. Попытки интригами в столице добиться смещения командования успеха не имели. Дневное и ночное патрулирование гвардии, усиленные караулы и конные разъезды быстро успокоили и сторонников, и противников русской власти.
Мятежники попытались привлечь к себе жителей Западного края. «Временное Правительство Литвы и Белоруссии» издало 20 января (1 февраля) 1863 г. манифест, который имел следующие положения: а) все крестьяне «любой веры» объявлялись свободными, «как потомственная шляхта»; б) «Польское правительство передает помещичьим и государственным крестьянам навечно без выкупа и платежей землю, которой они до сих пор владели, а все законы русского правительства отменяет, ибо эта земля польская, а не русская (подч. мной — А.О.)»; в) крестьяне, которые будут участвовать в защите этой самой «польской земли», получат «не менее 3 моргов [2]» земли (т.е. всего 1,5 десятины — А.О.), ставшие таким образом хозяевами земли должны защищать ее от русских; г) если кто-либо не подчинится манифесту, будь это «пан, крестьянин, чиновник» или еще кто-нибудь, «он будет за то предан военному суду».
Следует отметить, что в нечерноземной полосе, в которой находилась и Белоруссия, и Литва, крестьянский надел по реформе 1861 г. колебался в пределах от 3,75 до 8 десятин. Польское дворянство активно обезземеливало крестьян накануне отмены крепостного права. Теперь его представители решили расщедриться. Даже советский автор, пытавшийся доказать, что польское движение не было ни шовинистическим, ни дворянским, назвал это предложение «жалким посулом». С ноября 1857 г., т. е. после знаменитого рескрипта Назимову, дворянство Северо-Западного края, заявившее о желании улучшить быт крестьян, приступило к массовому изъятию у него земли. Обезземеливание крестьян шло как путем сокращения наделов, так и полной их ликвидации. В среднем, например, по Гродненской губернии крестьянский надел сократился от 14,8% (Белостокский уезд) до 26,5% (Кобринский уезд).
В Виленской и Гродненской губерниях православными были только крестьяне, а помещиками — только католики и поляки, формировавшие касту господ. Это положение поддерживалось и почти полным их господством в администрации. В 1855 г. из 104 старших чиновников только 19 были православными. На низшем уровне управления положение было еще более худшим. Зависимость православного крепостного от польского дворянина была полной. Усиление польского элемента в администрации и суде при Назимове облегчало эти действия и тяжело сказалось на правовом положении православного населения, в основном представленного крестьянством. К 1861 г. формально изъятые земли считались уже безусловно помещичьими. При наделении крестьян землей в ходе реформы крестьянам в качестве удобной земли навязывались пески и болота.
Схожие процессы шли и в Юго-Западном крае. Большинство мировых посредников и чиновников были поляками. Они активно вводили уставные грамоты без соглашения с сельскими обществами, которые начали отказываться от них. Крестьянам было негде искать правду. В некоторых местностях начались волнения — в конце 1862 г. под Луцком, в январе 1863 г. под Кременцом. Если учесть, что большинство чиновников и мировых посредников и в Северо-Западном крае также были поляками, не удивительно, что сама реформа шла с трудом. До конца 1862 г. в Виленской губернии было подписано всего 9,67% уставных грамот, в Ковенской — 6,04%, в Гродненской — 3,81% и Минской — 0,16%. Земельный вопрос и отношения между помещиками и крестьянами, и, следовательно, между поляками с одной стороны и белорусами и литовцами — с другой, были весьма острыми. В этой ситуации господа революционеры могли бы пообещать крестьянам и побольше, но, очевидно, не решились затронуть даже посулом интересы польского по преимуществу дворянства Западного края.
Фобии и мании не замедлили сказаться на особенностях поведения повстанцев. В частности, предлагая землю крестьянам, они обещали помещикам позже решить проблемы компенсации за нее. Очевидно, желающих получить «польскую землю» в Белоруссии было не столь уж много, и в мае 1863 г. в обращении к белорусам — «сынам Польской Родины» — земельное награждение выросло уже аж до 5 моргов! Разумеется, что сохранилось и следующее, весьма типичное положение: «Всем, кто пойдет в польские войска, навеки дается дворянство». Насколько привлекательным было это обещание можно судить хотя бы по тому, что на территории Виленского Военного округа рекрутский набор не был сорван. Только лишь в Трокском уезде была попытка отбить рекрутов, но на следующий день они сами явились в уездное присутствие.
Надо отдать повстанцам должное — они не ограничивались посулами и не церемонились в выборе средств и их документы буквально пестрели угрозами и призывами к революционному террору. Будем объективны — были и проявления великодушия. В приказе «Польского правительства над всем краем литовским и белорусским», обращенном 11 июня 1863 г. местным народам обещалось прощение за то, что они существуют: «…справедливое польское правительство, принимая во внимание, что москали не учили ни читать, ни писать; 2) что вы сегодня глупые как овцы; 3) что над вами нет еще милосердия Божьего, потому вы отступились от Его истинной веры». Тех же, кто будет упорствовать и сопротивляться свободе приказ призывал «без лишних слов вести на виселицу!» Одной из проблем любого восстания было снабжение — поляки изымали подводы и продовольствие, то же самое делали и войска, однако, в отличие от повстанцев, они платили за изъятое, что не замедлило сказаться на настроениях не только крестьян, но и помещиков. Те из последних, кто начал колебаться, немедленно превратились в цели для пропаганды и террора.
Стоит отметить, что когда полякам удалось частично реализовать свои взгляды на «польскую землю», они достаточно убедительно проявили свое отношение к образованию «овец». В 1922—1923 учебном году в захваченной Польшей Западной Белоруссии существовали 32 белорусские начальные школы, в 1938—1939 учебном году при белорусском населении примерно в 2 млн. чел. — только 5. В реалиях 1863 года, разумеется, не была забыта и церковь. В издаваемой повстанцами «Мужицкой правде», письмах «Ясько-гаспадара из-под Вильно», направленных «да мужиков земли польскай», содержались призывы к расправе над «чиновниками, попами и москалями». Разумеется, «униатские ксендзы» не вызывали такого неприятия у «Ясько», и он настоятельно советовал ходить к ним на исповедь. Необходимо отметить, что угрозы православным священникам в крае давно уже шли валом. Одновременно польское дворянство направляло в Петербург жалобы на них, как на элемент, который исповедует «презрение к православной цивилизации» и «социальную революцию».
Всем тем, кому понравится перспектива, нарисованная «гаспадаром», он в весьма энергичных и доходчивых выражениях, открыто, «по мужицки» обещал расправу: «…по новому польскому манифесту таких вешают, как подлых собак, селения их опустели, дымом пошли их избы, пропало ни за грош добро». «Гаспадар» оказался к тому же весьма политически грамотным и не забыл про заграницу, которая, как известно, должна была помочь: «А французы нас только ждут, но кому же они помогать станут, если у нас будет тихо». На Францию простой труженик из-под Вильны возлагал особые надежды. Накануне рекрутского набора он объяснял крестьянам, что рекрутов и высокие подати «Москалю» запретили брать французы, после того, как побили русских под Севастополем. За время, прошедшее после 1856 года, народ поумнел, чего «Москаль» допустить не мог и потому снова взялся за наборы.
7 выпусков «правды» и письма «Ясько» составлялись польскими авторами — К. Калиновским, В. Врублевским и Ф. Рожанским, что многое объясняет. Не исключением была и «Гуторка старого деда», печатавшаяся в Познани и Париже. В ней рассказывалось о прекрасной жизни в Речи Посполитой до ее разделов, о том, как французы под Севастополем заступились за поляков и принудили русских объявить угнетенным всякие вольности, о том, что только поляки дадут свободу белорусам и тому подобная демагогия. Демагогией было и обращение к «мужикам земли польской» на белорусском языке. Академик Е.Ф. Карский дал этому приему следующую оценку: «В начале шестидесятых годов, а может быть и раньше, белорусское наречие служило орудием и другого рода литературы, имевшей целью возбуждение простого народа против православной церкви и русских. Как показали затем печальные события, эти брошюры-прокламации не оказали своего действия на белорусов, даже католиков. Происхождения они, несомненно, польского и католического: на это указывает их письмо, тенденция и некоторые другие обстоятельства».
Подтверждением последней мысли может служить и манифест литовского отдела повстанческого правительства «к духовенству греческого исповедания», датированный 18 апреля 1863 г., Вильно. Он также содержал явно демагогические утверждения, вроде такого: «Свобода совести была искони свойственна польскому правительству и его законодательству… Ныне, когда восприсоединение Литвы и Руси к Царству Польскому неминуемо, накануне освобождения нашего отчества, народное правительство гарантирует всем исповеданиям равенство и свободу пред законом.» Это правительство предупреждало, что внимательно следит за всеми, и, хотя оно прощает прошлые проступки перед великой Польшей, но за настоящие и будущие ее противников ждет «неизбежная казнь».
Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2269416.html?utm_medium=referral&utm_source=lentainform&utm_campaign=regnum.ru&utm_term=1270375s42&utm_content=5349948 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
История Крыма
Крым – уникальный историко-культурный заповедник, поражающий древностью и разнообразием.
В его многочисленных памятниках культуры отражены исторические события, культура и религия разных эпох и разных народов. История Крыма – это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, церкви первых христиан и мечетей. Здесь на протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и торговали разные народы, строились и разрушались города, возникали и исчезали цивилизации. Кажется, сам воздух тут наполнен легендами, о жизни олимпийских богов, амазонок, киммерийцев, тавров, греков …
Благоприятныеприродные условия Крымского полуострова и его удобное местоположение способствовали тому, что Крым стал одной из колыбелей человечества. 150 тысяч лет назад природные и климатические условия, обилие животных, на которых можно было охотиться, привели на полуостров первобытных людей - неандертальцев. Почти во всех крымских историко-краеведческих музеях можно встретить уникальные экспонаты - археологические находки, найденные учеными в пещерах Крыма, гротах, под навесами скал, служивших первобытному человеку естественным убежищем. Например, Киик-Коба в Белогорском районе, Волчий грот и Чокурчо близ Симферополя, Староселье у Бахчисарая, Ак-Кая у Белогорска и многие другие.
50-40 тыс. лет назад - появление и проживание на территории полуострова человека кроманьонского типа - предок современного человека. Учеными открыты три стоянки этого периода:Сюрень у села Танковое Качинский навес у села Предущельное в Бахчисарайском районе, Аджи-Коба на склоне Караби-Яйлы.
Если до первого тысячелетия до н. э. исторические данные позволяют говорить только о различных периодах развития человека, то позже становится возможным вести речь о конкретных племенах и культурах Крыма.
В V веке до нашей эры в Северном Причерноморье побывал древнегреческий историк Геродот и описал в своих трудах земли и народы, обитающие на них. Считается, что одним из первых народов, живших в степной части Крыма в XV-VII веке до н.э. были киммерийцы. Эти воинственные племена ушли из Крыма в IV - III веках до новой эры из-за не менее агрессивных скифов и затерялись в огромных пространствах азиатских степей. О киммерийцах напоминают, пожалуй, лишь древние топонимы: Киммерийские стены, Боспор Киммерийский, Киммерик...
Они проживали в горных и предгорных районах полуострова. Древние авторы описывали тавров как жестоких, кровожадных людей. Умелые моряки, они занимались пиратством, грабя идущие вдоль побережья суда. Пленников приносили в жертву богине Деве (греки ассоциировали ее с Артемидой), сбрасывая в море с высокого утеса, где находился храм. Однако современные ученые установили, что тавры вели скотоводческо-земледельческий образ жизни, занимались охотой, рыболовством, сбором молюсков. Жили в пещерах или хижинах, а на случай нападения врага устраивали укрепленные убежища. Археологи обнаружили таврские укрепления на горах Уч-Баш, Кошка, Аю-Даг, Кастель, на мысе Ай-Тодор, а также многочисленные захоронения в так называемых каменных ящиках - дольменах. Они представляли собой четыре плоские плиты, поставленные на ребро, пятая закрывала дольмен сверху.
Миф о злобных морский разбойникам таврах уже развенчан, и в наши дни пытаются найти место, где возвышался храм жестокой богини Девы, где совершались кровавы е жертвоприношения.
В VII веке до н. э. в степной части полуострова появились скифские племена. Под давлением сарматов в IV веке до н. э. скифы сосредотачиваются в Крыму и на нижнем Днепре. Здесь на рубеже IV-III веков до н. э. образуется скифское государство со столицей Неаполем Скифским (на территории современного Симферополя).
В VII веке до нашей эры началась греческая колонизация Северного Причерноморья и Крыма. В Крыму в удобных для мореплавания и проживания местах возникли греческие "полисы" города-государства Херсонес Таврический (на окраине современного Севастополя), Феодосия и Пантикапей-Боспор (современная Керчь), Нимфей, Мирмекий, Тиритака.
Появление греческих колоний в Северном Причерноморье усилило торговые, культурные и политические связи между греками и местным населением, здешние земледельцы учились новым формам возделывания земли, разведению винограда и маслин. Греческая культура оказала огромное влияние на духовный мир тавров, скифов, сарматов и других племен. Но взаимоотношения разных народов складывались непросто Мирные периоды сменялись враждебными, часто разгорались войны, вот почему греческие города защищали крепкие стены.
В IV в. до н. э. было основано несколько поселений на западном побережье Крыма. Самые крупные из них - Керкинитида (Евпатория) и Калос-Лимен (Черноморское). В последней четверти V века до н. э. выходцы из греческого города Гераклеи основали город Херсонес. Теперь это территория Севастополя. К началу III в. до н. э. Херсонес превратился в независимый от греческой метрополии город-государство. Он становится одним из крупнейших полисов Северного Причерноморья. Херсонес в период расцвета - крупный город-порт, окруженный мощными стенами, торговый, ремесленный и культурный центр всего юго-западного побережья Крыма.
Около 480 года до н. э. из объединения первоначально независимых греческих городов образовалось Боспорское царство. Столицей царства стал Пантикапей. Позднее к царству была присоединена и Феодосия.
В IV веке до нашей эры скифские племена объединились под властью царя Атея в сильное государство, занимавшее огромную территорию от Южного Буга и Днестра до Дона. Уже в конце IV в. и особенно с первой половины III в. до н. э. скифы и, вероятно, находящиеся под их влиянием тавры оказывают сильное военное давление на "полисы". В III веке до нашей эры в Крыму появляются скифские укрепления, селения и города, Столицу скифского государства - Неаполь - построили на юго-восточной окраине современного Симферополя.
В последнем десятилетии II в. до н. э. Херсонес в критическом положении, когда скифские войска осадили город, обратился за помощью к Понтийскому царству (расположенному на южном берегу Черного моря). Войска Понты прибыли в Херсонес и сняли осаду. Одновременно войска Понты взяли штурмом Пантикапей и Феодосию. После этого и Боспор, и Херсонес были включены в состав Понтийского царства.
Примерно с середины I по начало IV века нашей эры в сферу интересов Римской империи входило все Причерноморье и Таврика в том числе. Херсонес стал оплотом римлян в Таврике. В I веке римские легионеры на мысе Ай-Тодор построили крепость Харакс, проложили дороги, связавшие ее с Херсонесом, где находился гарнизон, в Херсонесской гавани разместилась римская эскадра. В 370 году на земли Тавриды обрушились полчища гуннов. Под их ударами погибли скифское государство и боспорское царство, в руинах лежали Неаполь, Пантикапей, Херсонес и многие города и села. А гунны помчались дальше, в Европу, где стали причиной гибели великой Римской империи.
В IV веке, после раздела Римской империи на Западную и Восточную (Византийскую), в сферу интересов последней вошла и южная часть Таврики. Херсонес (его стали именовать Херсон) становится главной базой византийцев на полуострове.
Из Византийской империи в Крым пришло христианство. Согласно церковному преданию, первым благую весть принес на полуостров Андрей Первозванный, большую проповедническую деятельность вел третий епископ Рима святитель Климент, сосланный в Херсонес в 94 году. В VIII веке в Византии началось движение иконоборчества, уничтожались иконы и росписи в храмах, Монахи, спасаясь от преследований, переселялись на окраины империи, в том числе в Крым. Здесь, в горах они основали пещерные храмы и монастыри: Успенский, Качи-Кальон, Шулдан, Челтер и другие.
В конце VI века в Крыму появляется новая волна завоевателей - это хазары, потомками которых считаются караимы. Они заняли весь полуостров, за исключением Херсона (так называется Херсонес в византийских документах). С этого времени город начинает играть заметную роль в истории империи. В 705 г. Херсон отделяется от Византии и признает хазарский протекторат. На что Византия в 710 г. отправляет карательный флот с десантом. Падение Херсона сопровождалось небывалой жестокостью, но не успели войска покинуть город, как он снова восстал. Объединившись с изменившими Византии карательными войсками и союзниками хазарами, войска Херсона вступают в Константинополь и ставят своего императора.
В IX веке активно вмешивается в ход крымской истории новая сила - славяне. Одновременно происходит закат хазарской державы, окончательно разгромленной в 60-х годах X века киевским князем Святославом Игоревичем. В 988-989 годах киевский князь Владимир взял Херсон (Корсунь), где и принял Христианскую веру.
В течение XIII века несколько раз вторгались в Таврику золотоордынцы (татаро-монголы), подвергая разграблению её города. Затем они стали оседать на территории полуострова. В середине XIII века они захватили Солхат, который стал центром Крымского юрта Золотой Орды и получил название Къырым (как и весь полуостров впоследствии).
В XIII веке (1270 г.) на южное побережье проникают сначала венецианцы, а затем генуэзцы. Вытеснив конкурентов, генуэзцы создают на побережье ряд укреплений-факторий. Главным оплотом их в Крыму становится Кафа (Феодосия), они овладели Судаком (Солдайей), а так же Черкио (Керчью). В середине XIV века они обосновались в непосредственной близости от Херсона - в бухте Символов, основав там крепость Чембало (Балаклава).
В этот же период в горном Крыму образовалось православное княжество Феодоро с центром в Мангупе.
Весной 1475 года у берегов Кафы появился турецкий флот. Хорошо укрепленный город смог продержаться в осаде только три дня и сдался на милость победителя. Захватив одну за другой прибрежные крепости, турки положили конец генуэзскому владычеству в Крыму. Достойное сопротивление встретила турецкая армия у стен столицы Феодоро. Захватив город после шести месяцев осады, они разорили его, жителей убили или увели в рабство. Крымский хан стал вассалом турецкого султана.
Крымское ханство стало проводником агрессивной политики Турции по отношению к Московскому государству. Постоянные набеги татар на южные земли Украины, России, Литвы и Польши.
Россия, стремившаяся обезопасить свои южные границы и получить выход к Черному морю, не единожды воевала с Турцией. В войне 1768-1774 гг. турецкие армия и флот потерпели поражение, в 1774 году был заключен Кучук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Крымское ханство получало независимость. К России перешли в Крыму Керчь с крепостью Ёни-Кале, крепости Азов и Кин-бурн, русские торговые суда могли свободно плавать по Черному морю.
В 1783 году после русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) Крым был присоединен к Российской империи. Это способствовало укреплению России, ее южных границ обеспечивало безопасность транспортных путей на Черном море.
Большинство мусульманского населения покинуло Крым, перебравшись в Турцию, край обезлюдел и пришел в запустение, Чтобы возродить полуостров, князь Г. Потемкин, назначенный губернатором Тавриды, стал переселять из соседних районов крепостных и отставных солдат. Так появились на крымской земле новые деревни Мазанка, Изюмовка, Чистенькое... Труды Светлейшего князя не прошли даром, экономика Крыма стала быстро развиваться, разбивались сады, виноградники, табачные плантации на Южном берегу и в горной части. На берегу превосходной природной гавани закладывается город Севастополь как база Черноморского флоте. У небольшого городке Ак-Мечеть строится Симферополь, ставший центром Таврической губернии.
В январе 1787 год императрица Екатерина II в сопровождении австрийского императора Иосифа I путешествующего под именем графа Фанкельштейна, послов могущественных стран Англии, Франции и Австрии и многочисленной свиты отправилась в Крым, чтобы осмотреть новые земли продемонстрировать своим союзникам мощь и величие России: Императрица останавливалась в путевых дворцах, выстроенных специально для нее. Во время обеда в Инкермане шторы на окне неожиданно раздвинули, и путешественники увидели строящийся Севастополь, военные корабли, приветствовавшие императриц залпами. Эффект был потрясающий!
В 1854-1855 гг. в Крыму разыгрались главные события Восточной войны (1853-1856), более известной под названием Крымской. В сентябре 1854 г. соединенные армии Англии, Франции и Турции высадились севернее Севастополя и осадили город. 349 дней продолжалась оборона города под командованием вице-адмиралов В.А. Корнилова и П.С. Нахимова. Война разрушила город до основания, но и прославила его на весь мир. Россия потерпела поражение. В 1856 г. в Париже был заключен мирный договор, запрещавший России и Турции иметь на Черном море военные флоты.
Потерпев поражение в Крымской войне, Россия переживала экономический кризис. Отмена в 1861 году крепостного права позволила быстрее развиваться промышленности, в Крыму появились предприятия, занятые переработкой зерна, табака, винограда, фруктов. В это же время началось курортное развитие Южного берега. По рекомендации врача Боткина царская семья приобретает имение Ливадию. С этого момента по всему побережью строятся дворцы, усадьбы, виллы, принадлежавшие членам семьи Романовых, придворной знати, богатым промышленникам и помещикам. Ялта в считанные годы из деревушки превратилась в знаменитый аристократический курорт.
Большое влияние на развитие экономики края оказало строительство железных дорог, связавших Севастополь, Феодосию, Керчь и Евпаторию с городами России. Все большее значение приобретал Крым и как курорт.
В начале XX века Крым принадлежал Таврической губернии, в хозяйственно-экономическом отношении представлял собой аграрный край с небольшим числом промышленных городов. Основными были Симферополь и портовые города Севастополь, Керчь, Феодосия.
Советская власть победила в Крыму позже, чем в центре России. Опорой большевиков в Крыму был Севастополь. 28-30 января 1918 г. в Севастополе состоялся Чрезвычайный съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Таврической губернии. Крым был провозглашен Советской Социалистической Республикой Тавриды. Она просуществовала немногим более месяца. В конце апреля германские войска захватили Крым, а в ноябре 1918 г. их сменили англичане с французами. В апреле 1919 г. Красная Армия большевиков заняла весь Крым, кроме Керченского полуострова, где укрепились войска генерала Деникина. 6 мая 1919 г. была провозглашена Крымская Советская Социалистическая Республика. Летом 1919 г. деникинская армия заняла весь Крым. Однако осенью 1920 г. Красная Армия во главе с М.В. Фрунзе вновь восстановила советскую власть. Осенью 1921 г. была образована Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР.
В Крыму началось Социалистическое строительство. Согласно подписанному Лениным декрету «Об использовании Крыма для лечения трудящихся», Все дворцы, виллы, дачи были отданы под санатории, где отдыхали и лечились рабочие и колхозники из всех союзных республик. Крым превратился во Всесоюзную здравницу.
В годы Великой Отечественной войны крымчане мужественно боролись с врагом. Вторая героическая оборона Севастополя, длившаяся 250 дней, Керченско-Феодосийская десантная операция, Огненная земля Эльтигена, подвиг подпольщиков и партизан стали страницами военной летописи. За стойкость и мужество защитников двум крымским городам - Севастополю и Керчи - присвоено звание город-герой.
В феврале 1945 года в Ливадийском дворце состоялась конференция глав трех держав - СССР, США и Великобритании. На Крымской (Ялтинской) конференции были приняты решения, связанные с завершением войны с Германией и Японией, и установлением послевоенного мирового порядка.
После освобождения Крыма от фашистских оккупантов весной 1944 года началось восстановление его хозяйства: промышленных предприятий, санаториев, домов отдыха, сельского хозяйства, возрождение разрушенных городов и деревень. Черной страницей в истории Крыма стало изгнание многих народов. Участь постигла татар, греков, армян.
19 февраля 1954 года вышел указ о передаче Крымской области Украине. Сегодня многие считают, что Хрущев от имени России сделал Украине царский подарок. Тем не менее указ подписал председатель Президиума Верховного Совета СССР Ворошилов, а подписи Хрущева в документах, касающихся передачи Крыма Украине, нет вообще.
В период советской власти, особенно в 60-е - 80-е годы прошлого века, наблюдался заметный рост крымской промышленности и сельского хозяйства, развитие курортов и туризма на полуострове. Крым, собственно, и был известен как всесоюзная здравница. Ежегодно в Крыму отдыхали 8-9 млн человек со всех концов огромного Союза.
1991 год - "путч" в Москве и арест М. Горбачева на его даче в Форосе. Развал Советского Союза, Крым становится Автономной республикой в составе Украины, а Большая Ялта - летней политической столицей Украины и стран Причерноморского региона.
16 марта 2014 года - референдум о присоединении Крыма Российской Федерации.